Объем частных инвестиций в проекты по подготовке саммита АТЭС в РФ остается низким - СП
9 ноября 2011 года

Счетная палата РФ отмечает низкий уровень вложения средств частных инвесторов при выполнении подпрограммы по проектированию и строительству объектов саммита в рамках форума АТЭС во Владивостоке и развития Дальнего Востока и Забайкалья, говорится в сообщении СП.

Коллегия Счетной палаты рассмотрела промежуточные материалы проверки целевого и эффективного использования госсредств, выделенных на проектирование и строительство объектов саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" во Владивостоке и социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья в администрации Приморского края, дирекциях Минрегиона и Росавтодора.

Одним из важных аспектов реализации подпрограммы, отмечается в сообщении, является выполнение условий софинансирования строительства объектов саммита - в рамках данной подпрограммы в определенной степени реализовываются принципы государственно-частного партнерства. Примером успешного привлечения внебюджетных средств является строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток стоимостью 248,5 миллиарда рублей, инвестором которого выступил ОАО "Газпром" .

"Однако говорить об успешности такого партнерства и по другим объектам пока преждевременно. Условия софинансирования не соблюдаются частными инвесторами, уровень вложения средств которых остается крайне низким. Из 16 объектов строительства по восьми объектам выполнение составляет от 1% до 15%, по трем объектам строительство не начато. Предусмотренное за счет инвесторов строительство гостиниц на материковой части Владивостока на сумму 16 миллиардов рублей также не начато", - говорится в сообщении.

Кроме того, администрацией Приморского края не обеспечено софинансирование строительства объектов саммита за счет средств краевого бюджета на сумму 2,6 миллиарда рублей.

"В данном случае следует отметить об отсутствии правовой основы, устанавливающей взаимодействие уровней власти и частных инвесторов, формирование системы взаимоотношений между ними и обеспечение баланса интересов сторон. Государственные заказчики не имеют рычагов воздействия по продвижению инвестирования в объекты строительства, предъявлению требований к акционерным обществам и частным инвесторам в части своевременности, достоверности и обоснованности отчетных данных о ходе реализации подпрограммы", - говорится в сообщении Счетной палаты.

В целом проверка контрольного ведомства показала, что из предусмотренного подпрограммой на 2008 - 2011 годы общего объема финансовых ресурсов в сумме 629,5 миллиарда рублей по состоянию на 1 сентября 2011 года перечислено по заключенным контрактам 440,3 миллиарда рублей, фактически освоено и выполнено работ на 395,4 миллиарда рублей. Подпрограмма в целом реализована на 62,8%.

В течение срока реализации подпрограммы сохраняется тенденция образования объема неосвоенных средств подрядными организациями (дебиторская задолженность государственных заказчиков), обусловленная значительными объемами авансовых платежей, перечисленных подрядным организациям в связи с крайне сжатыми сроками строительства и снятием рисков несвоевременного ввода объектов в эксплуатацию. Счетная палата отмечает, что по состоянию на 1 сентября 2011 года общая сумма дебиторской задолженности трех вышеуказанных государственных заказчиков составляла 31 миллиард рублей.

Основные объекты саммита, включая Дальневосточный федеральный университет и конференц-центр, находятся в стадии завершения, и их строительная готовность составляет порядка 80%. Жилые дома для жителей острова Русский, а также ряд объектов электросетевого и транспортного хозяйства уже введены в эксплуатацию. Среди уже действующих объектов морской терминал на острове Русский, взлетно-посадочная полоса аэропорта "Кневичи", водовод с насосными станциями Владивостока и другие. Не вызывают опасений и сроки окончания строительства мостов на острове Русский и через бухту "Золотой Рог", а также иные объекты дорожной инфраструктуры, говорится в сообщении.

Коллегия решила направить представление Счетной палаты в администрацию Приморского края, информационные письма в правительство РФ, Минрегион и Росавтодор. Информация и отчет о промежуточных результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания РФ.