МПР предлагает давать частным компаниям долю в открытых ими шельфовых месторождениях - СМИ
18 октября 2011 года

Минприроды предлагает разрешить частным нефтяным компаниям, в том числе иностранным, проводить геологоразведочные работы на шельфе. При этом если такая компания откроет месторождение, то у нее будет выбор: либо осваивать это месторождение совместно с госкомпанией, либо получить компенсацию за потраченные на разведку средства плюс премию, пишет газета "Московские новости", номер которой будет опубликован в среду.

По данным издания, Минприроды направило в правительство соответствующие поправки в закон "О недрах". По мнению экспертов, предлагаемый подход позволит государству, сохранив контроль над шельфом, увеличить эффективность изучения его запасов.

В настоящий момент в соответствии с действующей редакцией закона "О недрах", принятой в 2008 году, осваивать месторождения на российском шельфе имеют право компании не менее чем с 50-процентным государственным участием, имеющие минимум пятилетний опыт работы на шельфе. Фактически этим требованиям удовлетворяют только две компании - "Газпром нефть" и "Роснефть" . Однако, как пишет газета, их средств недостаточно, чтобы справиться с масштабными инвестициями, необходимыми для разработки шельфовых месторождений, даже при финансовой поддержке государства.

Как рассказала газете заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Дарья Василевская, суть поправок заключается в том, что все нефтяные компании, в том числе и иностранные, должны получить доступ к работе на шельфе уже на этапе геологоразведки.

По расчетам природоохранного ведомства, до 2040 года на освоение шельфа нужно 9,5 триллиона рублей. По данным Минприроды, запасы углеводородов на всем континентальном шельфе России составляют 90,3 миллиарда тонн условного топлива, они распределены по 16 крупным морским нефтегазоносным провинциям и бассейнам.

Как сообщают "Московские новости" со ссылкой на слова Василевской, сейчас компаниям выдаются так называемые совмещенные лицензии, которые включают в себя все этапы - поиск, оценку, разведку месторождений и добычу нефти. Предложение Минприроды состоит в том, чтобы этап поиска и оценки выделить в качестве отдельного вида недропользования и допустить к нему все заинтересованные компании.

"Той же компании, которая откроет месторождение, мы предлагаем предоставить на выбор либо право участия в качестве акционера в освоении проекта совместно с госкомпанией, либо, если ей это неинтересно, компенсировать первооткрывателю понесенные расходы с премией от 50 до 100% от затрат", - отмечает Василевская. По ее словам, именно по такой схеме работают компании в Норвегии. Если же поправки к закону будут приняты, то, по мнению авторов проекта, это позволит повысить эффективность изучения запасов шельфа и при этом сохранить контроль государства над стратегическими ресурсами.

Поправки были направлены в правительство седьмого октября, куда до этого они направлялись дважды в течение этого года и оба раза возвращались с отрицательным отзывом Минэнерго.

Управляющий фондом "Финам Нефтегаз" Роман Беседовский, слова которого приводит издание, считает, что государство заинтересовано в увеличении объемов геологоразведки и добычи, однако это невозможно сделать только его силами, и власти это понимают. На его взгляд, корректировки адекватны задачам освоения шельфа, условия поощрения (премия и участие в капитале) он считает приемлемыми. По мнению Беседовского, вступление поправок в силу действительно поможет привлечь инвесторов, в том числе иностранных, которые могут заинтересоваться возможностью войти в проект в качестве акционеров. Однако эксперт полагает, что предпочтение все же будет отдаваться российским вертикально интегрированным компаниям, например ЛУКОЙЛу и "Сургутнефтегазу", учитывая стратегический характер месторождений.

По мнению Беседовского, инициатива Минприроды весьма важна с учетом перспектив развития ключевой бюджетообразующей отрасли российской экономики. Эксперт затруднился объяснить, почему Минэнерго против предложений Минприроды.

Как пояснил газете источник в нефтегазовой отрасли, право участия частной компании в проекте вместе с госкомпанией можно считать приемлемым компромиссом. "А вот эффективность компенсации затрат с премией от 50 до 100% вызывает сомнение, поскольку в этом случае инвестор не будет нацелен на конечный результат", - отметил он.