Дефицит бензина на частных АЗС наблюдается в Ярославской области
27 апреля 2011 года

Частные автозаправочные станции (АЗС) в Ярославской области в связи с дефицитом топлива в последнее время отказывают автолюбителям в бензине самых популярных марок - АИ-92, АИ-80, АИ-95, передает корреспондент .

На заправках крупных нефтяных компаний дефицита пока не наблюдается, однако автовладельцы считают, что начинающийся ажиотаж может его спровоцировать.

ПО 20 ЛИТРОВ НА МАШИНУ

На одной из частных АЗС в центре Ярославля висит объявление, оповещающее водителей о том, что бензина АИ-80 в продаже нет, а АИ-92 отпускается только по 20 литров на машину. Водители, возмущаясь, заявляют прямо на кассе, что все равно приедут и заправятся второй раз.

"Мы, конечно, не сможем им отказать, пусть приезжают, в принципе все так и делают, но вот от начальства поступили такие указания (отпускать по 20 литров на машину)", - объяснил сотрудник заправки.

По его словам, ситуация, сложившаяся на заправке, связана с дефицитом бензина, вызванным ремонтом ярославского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

"НПЗ стоит на ремонте, вот бензина и нет. Ждем улучшения ситуации примерно в середине мая", - дополнил собеседник.

Подобная картина складывается и на многих других частных АЗС города, только где-то наблюдается еще и дефицит АИ-95. Параллельно с дефицитом топлива, у частников растут и цены на него - например, цена за литр АИ-95 в некоторых местах уже в понедельник перевалила за 25 рублей, в то время как ранее она держалась от 24,7 до 25 рублей.

Представители НПЗ в Ярославле подтверждают, что нефтеперерабатывающие установки находятся на ремонте, но вместе с тем отрицают, что дефицит бензина на частных АЗС может быть связан с этим.

"У нас происходит плановый капремонт, который согласован с нашими бизнес-планами, запасы топлива есть, и потому дефицита быть не должно. С частниками напрямую мы не работаем, а только через крупных поставщиков, у них не должно быть никакого дефицита", - сообщила пресс-секретарь ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" Елена Мякина.

Представители ОАО "ТНК-Ярославль" и ОАО "Газпромнефть-Ярославль" подтвердили, что дефицита на их заправках нет. В частности, начальник сектора по связям с общественностью ОАО "Газпромнефть-Ярославль" Ольга Кузнецова подчеркнула, что "с начала 2011 года "Газпром нефть" увеличила объемы поставки моторного топлива на внутренний рынок на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года".

По словам ярославского водителя Евгения Смыслова, многие водители, оценивая ситуацию на рынке нефтепродуктов как нестабильную, едут на АЗС крупных нефтяных компаний запасаться бензином впрок, создавая очереди.

"Наполняют по нескольку канистр. Я склонен думать, что на этих автозаправках не должно быть дефицита, но такой ажиотаж может его вызвать", - сказал водитель.

УФАС ЗАИНТЕРЕСОВАЛОСЬ РОСТОМ ЦЕН НА БЕНЗИН

При этом антимонопольщики выявили рост цен и на АЗС крупных нефтяных компаний.

"Мы ведем ежедневный мониторинг цен на нефтепродукты и видим сегодня, в частности, рост розничных цен на ряд ГСМ у ОАО "ТНК-Ярославль" на 10-20 копеек за литр. Один частный владелец АЗС поднял цены на 20-30 копеек за литр", - сообщила руководитель регионального УФАС России Наталия Сибрикова.

Она подтвердила, что на некоторых независимых АЗС наблюдается дефицит бензина.

"Вероятно, это связано с тем, что проводится плановый ремонт на Ярославском нефтеперегонном заводе и готовится к плановому ремонту Рязанский нефтеперегонный завод, с которых производится отпуск нефтепродуктов для ряда независимых компаний, действующих на розничном рынке. В этой ситуации необходимо проверить, как обеспечиваются нефтепродуктами собственные АЗС и АЗС независимых владельцев", - подчеркнула Сибрикова.

пока не удалось получить комментарий ОАО "ТНК-Ярославль" по поводу увеличения розничных цен на бензин.

Сибрикова дополнила, что в четверг Ярославское УФАС России продолжит рассмотрение дела в отношении ОАО "Газпромнефть-Ярославль" и ОАО "ТНК-Ярославль" по признакам нарушения запрета на картельный сговор, который привел к установлению и поддержанию цен на рынках оптовой и розничной реализации дизельного топлива Ярославской области.

"На рассмотрении в УФАС находится заявление владельцев частных АЗС на действия оптовых продавцов нефтепродуктов. По словам заявителей, при высоких ценах на опт ОАО "ТНК-Ярославль" и ОАО "Газпромнефть-Ярославль" снижают розничные цены на своих АЗС, переманивая к себе основную часть потребителей", - сказала она.

По словам Сибриковой, в этом случае, чтобы помочь независимым заправщикам удержаться на рынке, ФАС давно предлагает запретить оптовым продавцам нефтепродуктов иметь свои розничные сети.

"Мы поддерживаем эту инициативу", - подчеркнула руководитель управления.

В частности, начальник сектора по связям с общественностью ОАО "Газпромнефть-Ярославль" Ольга Кузнецова подчеркнула, что "с начала 2011 года "Газпром нефть" увеличила объемы поставок марок моторного топлива на внутренний рынок на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года".

В настоящее время в ряде регионов России отмечается дефицит топлива. В сложившихся рыночных условиях компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке, и оно "вымывается" с внутреннего рынка. Эксперты считают, что, в частности, независимые игроки встанут перед выбором - повышать цены на топливо, либо сворачивать бизнес. Ряд крупнейших игроков, в частности "Роснефть" и "Газпром нефть" поспешили заверить, что выделяют дополнительные объемы топлива для поставки на внутренний рынок.