Российский шельф: Exxon, Eni... кто следующий?
25 апреля 2012 года

Серия договоренностей между российскими и зарубежными нефтяными компаниями по шельфовым проектам в РФ пополнилась - о сотрудничестве сразу по трем проектам, в том числе Валу Шатского, "Роснефть" договорилась с Eni. При этом черноморский проект по соотношению запасы-инвестиции получается примерно вдвое-втрое дороже арктического.

"Роснефть" призвала и российских нефтяников поторопиться принять участие в реализации шельфовых проектов, для которых власти РФ предоставляют налоговые льготы. Компания не исключила, что в ближайшее время будет объявлено о новых соглашениях.

ЕЩЕ ОДИН ИГРОК НА ШЕЛЬФЕ

В среду "Роснефть" и итальянская Eni заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве при разработке Вала Шатского на шельфе Черного моря и Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море. Документ подписан президентом "Роснефти" Эдуардом Худайнатовым и главой Eni Паоло Скарони в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина.

Путин заверил, что правительство РФ будет делать все, чтобы поддержать подобные совместные проекты. "Речь идет о совместной работе на шельфе - это масштабные и долговременные работы, связанные с большими инвестициями", - отметил он.

Ранее Eni работала с российскими компаниями, в том числе, по газопроводу "Южный поток". По словам главы Eni, работа на шельфе Баренцева моря - это стратегический проект для компании, которая уже имеет опыт работы в этом регионе. Черное море он охарактеризовал как очень перспективное направление.

Активизация иностранных компаний в плане участия в проектах по освоению российских шельфовых месторождений началась после недавнего принятия властями РФ решения о стимулирующем налогообложении подобных проектов в течение 15 лет. Буквально через несколько дней "Роснефть" заключила пакет соглашений с американской ExxonMobil: стороны создадут два СП для проведения работ на Черном и Карском морях, кроме того "Роснефть" купит доли в трех проектах Exxon в США и Канаде.

"Роснефть" предложила многим нефтяным компаниям принять участие в работе на шельфе на тех же условиях, что и с ExxonMobil, то есть около 30% участия. Худайнатов не исключил, что в ближайшее время будет объявлено о новых соглашениях. В частности, перспективы сотрудничества обсуждаются с ЛУКОЙЛом .

Худайнатов призвал нефтяников быстрее определяться с участием в проектах на шельфе, но не прояснил параметров переговоров с другими возможными партнерами. "Следите за нами, у нас идет работа", - уклончиво сказал глава "Роснефти".

ВАЛ ШАТСКОГО ДОРОЖЕ...

В случае с Eni речь идет о создании совместного предприятия (или нескольких) для освоения указанных участков, при этом доля итальянцев в СП составит 33,3%.

Сколько будет совместных предприятий, пока вопрос открытый. Скарони заявил о создании трех - для разработки каждого из участков. Однако позже Худайнатов уточнил, что количество СП стороны определят после изучения наиболее эффективных способов управления этими проектами. Возможно, ограничатся одним на все три проекта.

Суммарные извлекаемые ресурсы на двух участках в Баренцевом море - почти 26 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, а Вала Шатского - 10 миллиардов баррелей. В целом объем инвестиций в Баренцево море составит 50-70 миллиардов долларов, в проекты на Черном море - 50-55 миллиардов долларов.

Если сравнить запасы и инвестиции, то получается, что добыча на Черном море обойдется Eni дороже. При этом разработка арктического шельфа считается более сложной и, соответственно, более затратной.

По соглашению, геологоразведку в рамках СП профинансирует итальянская компания. Худайнатов сообщил, что инвестиции в разведку в Баренцевом и Черном морях в рамках СП составят 2 миллиарда долларов.

Бурение на Вале Шатского запланировано на 2015-2016 годы, бурение Центрально-Баренцевского и Федынского участков - на 2020-2025 годы. Худайнатов при этом подчеркнул, что стороны заинтересованы завершить работы по геологоразведке ранее, чем предписано в лицензии.

НО И НА НЕГО НАШЛИСЬ ЖЕЛАЮЩИЕ

У одного из месторождений, по которому будет идти совместная работа с итальянцами - Вала Шатского - богатая история. Это бывший актив ЮКОСа, полученный "Роснефтью" в 2007 году. Подконтрольная государству компания ранее обсуждала возможность сотрудничества в рамках разработки Вала Шатского с американской Chevron, и в июне 2010 года даже было подписано соглашение о сотрудничестве.

Лицензия на месторождения, по условиям договора, должна была остаться в собственности "Роснефти", а Chevron брала на себя обязательства по привлечению финансирования в размере 1 миллиарда долларов на геологоразведку. Однако примерно через год, в июне 2011 года, Худайнатов сообщил, что "Роснефть" и Chevron прекратили сотрудничество по этому проекту, разойдясь в оценке перспективности месторождения.

В конце прошлого года глава "Роснефти" рассказал о переговорах с российскими компаниями по поводу Вала Шатского. Он упомянул ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" . Ранее сообщалось, что в качестве возможных партнеров рассматриваются также французская Total и уже упоминавшаяся Exxon.

СХЕМА СТАНДАРТНАЯ

Все основные параметры соглашения "Роснефти" и Eni те же, что и в случае с американцами: геологоразведку финансируют иностранные партнеры, они получают треть в СП по российскому шельфу, а "Роснефть" входит в проекты в третьих странах.

"Роснефть" и Eni в мае определят совместные проекты в третьих странах, а конкретные параметры сотрудничества будут обсуждаться в ближайшие месяцы. Пока лишь объявлено, что компании намерены совместно работать в первую очередь в Северной Африке, а впоследствии - в США, в частности на Аляске, и в Северной Европе.

С ExxonMobil "Роснефть" договорилась о получении 30% доли участия в ряде геологоразведочных и действующих проектов американской компании в Мексиканском заливе, месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти в Техасе (США) и Канаде.

Компании в обоих случаях намерены обмениваться технологиями. По оценкам начальника управления по обслуживанию крупных клиентов Пробизнесбанка Евгения Волкова, соглашение с Eni и договоренности с ExxonMobil увеличивают возможности использования "Роснефтью" передовых иностранных технологий добычи в сложных условиях, что благоприятно для капитализации этой российской компании.

Уверенность в грядущем подъеме котировок акций "Роснефти" выразил и Худайнатов. Однако в среду бумаги компании подешевели на 0,28% - до 207,8 рубля за акцию, тогда как индекс ММВБ вырос к закрытию на 0,31%. Волков не исключает, что такая динамика по "Роснефти" объясняется высокой ликвидностью инструмента - акции продают на фоне дефицита рублевой ликвидности в период налоговых платежей.